Суды, адвокаты, законы РФ, юридические документы
19 апреля 2025
Мудрый сказал: "Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных - рано или поздно они находят удачный выход. (Б. Грасиан) "

Возврат бракованного товара

Так уж получается, что магазин или другая торговая точка не может дать стопроцентную гарантию на качество того или иного товара. Более того, даже сами производители, которые осуществляют поставку в эти точки продаж, предполагают, что какая-то часть товара окажется бракованной.

Поэтому неудивительно, что в последнее время стало больше обращений по поводу возврата денег или обмена, в связи с покупкой бракованных вещей, имеющих определенные дефекты. Однако возникает вопрос - как именно поступить в данной ситуации, когда обнаружился брак? Как правильно составить претензию и куда идти с ней? Попробуем разобраться подробнее.

Куда обращаться, если вы купили бракованный товар?

Бывают случаи, что после приобретения определенной группы товаров, вы начинаете замечать, что в их работе наблюдаются определенные неточности и дефекты, мешающие нормальному их использованию. Безусловно, это является поводом для обмена товара на новый, либо возврата денежных средств за него.

Бытует мнение, что возврат или обмен возможен только в течение пятнадцати дней с момента приобретения товара. Это заблуждение. Дело в том, что каждый определенный товар или техника имеет свой собственный срок гарантии, либо срок годности, в рамках которого и можно предъявлять все свои претензии. Если данный срок не указан, то с момента покупки у вас есть ещё два года на проведение вышеизложенных процедур по обмену или возврату своих собственных средств за покупку.

Безусловно, на первом этапе, если у вас обнаружилась бракованная техника, обращаться с претензией нужно в тот магазин, Где вы её приобрели. В таких случаях, покупатель вправе рассчитывать на следующее:

  • Замену бракованного товара на полностью идентичный по своим техническим характеристикам, марке и т.д.
  • Замену бракованного товара на аналогичный товар, идентичный по своим характеристикам, но от другой торговой марки (с вашей доплатой, либо с доплатой магазина).
  • Можно потребовать несколько уменьшить цену за проданный товар, в связи с обнаружением дефектов.
  • Требовать проведения экспертизы и устранения возникших дефектов (за счет магазина).
  • Требовать полного возврата ваших средств, уплаченных за бракованный товар.

Все эти положения закреплены в Законе «О защите прав потребителей», которым и руководствуются все юристы при обращении в судебные органы.

Какие группы товаров нельзя заменить?

Обмену или возврату денежных средств подлежат отнюдь не все категории товаров. Список этих категорий этих товаров ниже:

  • Лекарственные средства и медицинские приборы.
  • Гигиенические товары.
  • Косметические товары и парфюмерия.
  • Различный текстиль.
  • Различные пищевые контейнеры и посуда.
  • Украшения из золота, серебра и прочих драгоценных металлов.
  • Транспортные средства.
  • Мягкая мебель.
  • Бытовая химия.
  • Книги, справочники и пр.

Составление претензии

После обнаружения дефектов, нужно отправиться в магазин, где был куплен товар. Там на месте вы должны составить письменную претензию, которая включает в себя следующие моменты:

  • Название торговой марки товара и его стоимость на момент покупки.
  • Точный адрес магазина, где вы его приобрели, а также дату покупки.
  • Точно изложить саму суть вашей претензии - нужно описать те или иные дефекты, обнаруженные в работе товара, либо иные причины, которые вас вынудили отказаться от использования данного товара.
  • Нужно написать, чего именно вы хотите добиться - возврата затраченных денег на приобретение товара, либо его замены на новый.
  • В конце нужно поставить свои инициалы, контактную информацию, а также дату составления данного документа.

Примеры претензий можно посмотреть, например, по этой ссылке (претензия на возврат товара) и по этой (претензия к качеству товара).

Сотрудник магазина должен принять от вас эту претензию, поставив свою подпись на документе. Рассматриваться она будет в срок, установленный законодательством, т.е. не менее десяти дней.

Что делать, если магазин отказывает вам?

При обращении в магазин с подобными претензиями, возникает целый ряд препятствий со стороны продавцов. Они могут апеллировать тем, что у вас отсутствует кассовый чек, поэтому возврат или обмен невозможен. Помните, что это не так. В магазине ведется учет всех товарных чеков, поэтому продавец вполне может предоставить вам дубликат. Либо можно пригласить свидетелей, с которыми вы приобретали тот или иной товар.

Если сотрудники магазина продолжают отказывать вам в вашем законном праве, то выходом из этой ситуации будет обращение в судебные органы. Важно записывать все контакты и фамилии тех, с кем вы общались в период данной ситуации. Однако стоит помнить, что обращаться в суд нужно только тогда, когда вы уверены в том, что дефекты у товара возникли не по вашей вине.

Лучше всего обратиться к юристу, который будет вашим представителем в суде. При грамотном подходе к делу, можно вполне добиться своей правоты, вернув свои средства, либо обменять товар на новый.

После положительного решения суда, магазин обязан осуществить замену или возврат денег, согласно следующим срокам:

  • В течение 10 дней - если вы хотите вернуть свои денежные средства за товар.
  • В течение 20 дней - если вы хотите произвести замену товара ненадлежащего качества на новый.
  • В течение 45 дней - если будет производиться ремонт товара ненадлежащего качества.

При этом, вы праве рассчитывать на возмещение ущерба, связанного с задержкой данных сроков - 1% от суммы товара в день.

С уважением, автор публикации, судебный адвокат Иванов Ю.М.